Салимов Ильдус Фатыхович (1927-2015) работал на кафедре ЭО с 1995 по 2007 г.
Салимов Ильдус Фатыхович родился 10 декабря 1927 года.
Из воспоминаний И.Ф. Салимова:
Началась война. В воскресенье 22 июня 1941 года Возвращались мы с отцом из поездки в Кукмор. Еще в поезде по встревоженным лицам пассажиров, по отрывочным словам, доносящихся от них, я понял, что произошло что-то серьезное. Все еще сомневались в достоверности слухов и не могли себе представить, что творится на западных границах. По прибытии в Казань тревога усилилась. Соседи и жители двора переспрашивали друг у друга о последних новостях. Но все еще не верили, что началась настоящая война. И только после выступления по радио в 12 часов дня Молотова до людей дошло, какое страшное событие свершилось. А как среагировали на это мы – мальчишки? У нас появилось какое-то радостное чувство. Воспитанные на ура-патриотических фильмах типа «Если завтра война», мы уже представляли себе, как будем громить немцев на их земле. Наконец-то, мы расправимся с этими злодеями-фашистами! Мы бегали на вокзал смотреть на воинские эшелоны, маршировали рядом с солдатами, проходящими строем по улицам, с завистью и гордостью провожали взглядом стройных, подтянутых командиров, затянутых в скрипучие кожаные портупеи. И вот война вошла в наш повседневный быт. Время раскололась на два отрезка – до войны и во время войны.
Трудовой фронт. По окончании 7-го класса в 1942 году, получив свидетельства о неполном среднем образовании, мы почти всем классом решили больше не учиться, а устроиться на работу, чтобы помогать фронту. Так закончилось детство. Осенью 1942 года в возрасте 15 лет поступил работать наладчиком автоматических станков на завод зубоврачебных боров (КМИЗ) на улице Щапова.
Война была в разгаре. Завершилась Сталинградская битва. На экранах кинотеатров прошли документальные кадры, заснятые на полях битвы. Молох войны требовал новых жертв. Шла мобилизация старших возрастов. В 1942 году мобилизовали отца. Он в свои 43 года угодил в самое пекло – на Волховский фронт. Наш главный кормилец был оторван от семьи. Остро ощущалось нехватка питания. Временами мы ели картофельные очистки. Чай пили с сахарином. Одно из любимых блюд – баланда. Для этого в стакан кипятка сыпали муку, клали щепотку сахарина и перемешивали. Получалась сметанообразная бурая сладкая масса. Ее и ели чайной ложкой, растягивая удовольствие.
Учеба – для фронта. С 1943 по 1946 годы учился в 9-й специальной школе ВВС РККА в г. Казани. Спецшкола была образована по постановлению Правительства СССР с целью подготовки юношей к кадровой службе в армии. Обучение длилось 3 года. Кроме общеобразовательных дисциплин по программе средней школы давали сведения по начальной военной подготовке и по военной авиации.
Победа! 9 мая, очень рано, часов в 5 утра, нас разбудило радио голосом диктора: будет важное сообщение. Через некоторое время Левитан торжественным голосом сообщил, что 8-го мая подписан акт о безоговорочной капитуляции Германских вооруженных сил и что 9 мая отныне будет отмечаться как день Победы. Все высыпали на улицу. У всех ворот стоят радостные смеющиеся люди. Стихийно народ двигался к центру города. Часов в 10 улицы были запружены народом. Кругом играла музыка, раздавались песни, смех. На площадях люди плясали и танцевали под гармошку. Из всех окон высовывались радостные лица тех, кто не мог выйти на улицу. Ловили военных, особенно фронтовиков, поднимали их на руки и качали. Так продолжалось до поздней ночи.
Служба в Советской Армии. Прослужил в рядах Советской Армии 25 лет, службу проходил на Украине, в ГДР, в Литве и в Эстонии. С 1946 года – курсант Харьковского военного авиационного технического училища. Сначала – в авиации от техника самолета до заместителя командира авиаэскадрильи по эксплуатации.
За мной закрепили боевой фронтовой бомбардировщик Пе-2. Экипаж этого самолета состоял из летчика, штурмана и стрелка-радиста. Обслуживали этот самолет техник, механик и моторист. Весь экипаж, кроме меня и моториста, были участниками войны. Мой механик, сверхсрочник, был старше меня на 5 лет. Нас, молодых техников, приняли скептически, но затем, в процессе совместной работы, когда все убедились, что у нас хорошие теоретические знания и неплохие практические навыки, отношение к нам со стороны летчиков и механиков изменилось.
В 1961 году направлен в Ракетные войска стратегического назначения на должность начальника группы хранения и подготовки к боевому применению головных частей ракет. В 1973 году уволен в запас в звании майора технической службы.
После увольнения из армии прибыл в Казань. Работал в различных гражданских учреждениях на административных и инженерных должностях.
КАИ. С осени 1995 года и по 2007 год работал на кафедре электрооборудования КНИТУ-КАИ в должности инженера и по совместительству – преподавателем. Мое рабочее место находилось в лаборатории электрических приводов. Я, находясь на своем рабочем месте, слушал все лекции по теоретической механике, по основам электротехники, по электроприводам, по источникам электроэнергии, по электрическим приборам, по электрооборудованию воздушного и наземного транспорта. Таким образом, прослушав эти лекции и позанимавшись самостоятельно, я получил знания в объеме преподавательских. Эти знания мне годились для выполнения своих основных обязанностей, а именно – поддерживать в постоянной исправности все лабораторные установки, находящиеся в закрепленных за мной лабораториях. Кроме этого я мог выполнять обязанности ассистента, а именно – проводить со студентами лабораторные работы. Более того, мне приходилось читать лекции по основам электротехники на кафедре и в нашем филиале в г. Елабуге. Мне очень нравилось общаться со студентами, с молодежью и передавать им свои знания. Поэтому я частенько задумывался о том, что я совершил ошибку, не обратившись на преподавательскую работу сразу после увольнения из армии. Но было уже поздно.
За годы работы в КАИ я отметил свои юбилеи: 70-летие, 75-летие и, наконец, 80-летие.
- Автор:
- Источник:
- по материалам Салимова Р. И.